1445 йил 11 шавва́ль | 2024 йил 20 апрель, суббота
Регион:
ЎЗ UZ RU EN AR

НАМАЗ ОМОВЕНИЯ

Намаз после омовения состоит из двух ракяатов.

Время совершения – тотчас после омовения (до испарения воды с поверхности омытых частей тела). Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение [в соответствующей последовательности и не пренебрегая тем, что относится к его желательным составляющим], после чего выполнит два ракяата молитвы, делая это с глубокой искренностью [находя гармонию души и тела, умиротворение, осмысленность бытия, источник новых сил и воодушевление], тот непременно заслуживает Рая».

ТАХАРАТ (МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ)

Малое омовение

Фарды малого омовения:

1) мыть лицо от корней волос на лбу до подбородка, и от мочки одного уха до мочки другого;

2) мыть руки, включая локти;

3) протереть ¼ часть головы;

4) мыть ноги, включая щиколотки.

Сунны малого омовения:

1) сделать намерение;

2) произнести Аъузу-Бисмиллях;

3) трижды прополоскать рот;

4) трижды прополоскать нос;

5) использовать мисвак при совершении малого омовения;

6) обмывать каждую часть тела, не делая пауз;

7) мыть каждую часть тела по три раза;

8) начинать обмывать парные органы с правой стороны;

9) мыть между пальцами рук и ног;

10) протирать уши;

11) протирать шею;

12) протирать голову полностью.

Нарушение малого омовения

Малое омовение нарушают следующие обстоятельства:

1) выделение нечистот из переднего или заднего проходов;

2) выпускание газов;

3) выделение крови или гноя из какой-либо части тела;

4) кровотечение из десен, если кровь составляет больше половины слюны;

5) рвота полным ртом;

6) громкий смех во время намаза;

7) сон в положении лежа или прислонившись к чему-либо;

8) потеря сознания, разума или состояние опьянения.

Что нельзя делать без малого омовения?

1) Совершать любые виды намазов.

2) Притрагиваться к Куръану (можно брать Куръан через ткань).

3) Совершать саджда-тилява.

4) Совершать таваф (обход Ка‘абы).

‘Узр (Оправдание)

Если кровотечение или выделение иной жидкости можно остановить при помощи повязки, то омовение совершается поверх этой повязки (если же вода может причинить вред, то в этом случае повязка протирается влажной рукой).

Если же кровотечение или выделение иной жидкости не прекращается, то в этом случае человек считается ма‘зуром (человеком, имеющим оправдание). При первом возникновении этого недуга следует подождать, пока до завершения времени намаза не останется приблизительно 10 минут, сделать малое омовение и совершить намаз, даже если кровотечение будет продолжаться. При совершении последующих намазов уже не нужно ждать времени, близкого к завершению. Однако ма‘зур должен совершать омовение с наступлением времени каждого намаза, после чего в течение всего этого времени он может совершать сколько угодно намазов.

Истибра

Ожидание мужчинами в течение некоторого времени окончания выделения мочи после мочеиспускания, после чего совершается малое омовение (для того, чтобы в это время нижнее белье не испачкалось нечистотами, можно использовать вату, салфетку или кусок ткани).

ТАЯММУМ

Таяммум – альтернативный малому (вуду’) и полному (гусль) омовению способ приобретения ритуальной чистоты без использования воды.

Применяется в случае фактического отсутствия воды (примерно в радиусе 1,8 км) или ее наличия, но невозможности воспользоваться ею (из-за болезни, опасности передвижения и т.д.)

Причины для совершения

Омовение песком делается в следующих случаях:

Если в радиусе 2-3 километров нет необходимого количества воды для совершения омовения-вуду

Если в случае омовения водой есть опасность заражения раны, заболевания простудой и т.д.

Если существует опасность со стороны врагов, грабителей и т. д..

При малом количестве воды, необходимом для питья.

Порядок совершения таяммума

1. Начать со слов «бисмил-ляхи-ррахмани-ррахим».

2. Произнести намерение о желании совершить молитву или обрести ритуальную чистоту.

3. Слегка ударить ладонями по поверхности земли (песка, камня и т.п.), свободной от нечистот.

4. Один раз протереть ладонями лицо, предварительно отряхнув их.

5. Еще раз ударить по земляной поверхности.

6. Вновь отряхнуть руки и один раз протереть сначала правую, затем левую руки до локтя включительно.

Таяммум становится недействительным по тем же самым причинам, что и малое омовение, а также если появляется возможность совершить омовение водой.

«И пока таяммум действителен, можно совершить любое количество обязательных и дополнительных молитв», – считают ученые ханафитского мазхаба. Богословы-шафииты же говорят о возможности совершения только одной обязательной (фард) и неограниченного количества дополнительных молитв.

Условия нарушения

Все, что нарушает омовение-вуду, также нарушает и таяммум. В случае устранении причин, при которых невозможно использовать воду (например, обнаружения воды или заживление раны) таяммум становится недействительным и необходимо совершить омовение водой.

Обстоятельства, при которых совершается гусль (полное омовение)

По завершению хайд (менструаций). По окончанию нифаса (послеродовых кровотечений). Джанаба: а) половая близость; б) выход спермы или выделений у женщин, по причине эротических фантазий, чрезмерного возбуждения от увиденного или поллюции (выход семени у мужчин или выделений у женщин из половых органов во время сна). Но если сперма вышла по причине болезни или при поднятии тяжести – гусль не ваджиб (необязателен). Виды гусля Передают, что Абу Саид аль-Худри радыяллаху анху рассказывал, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Водой – от воды (т.е. купаться водой обязательно после выделения спермы)" (Муслим, Бухари). Передают со слов Абу Хурайры радыяллаху анху, что Пророк салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Если (мужчина) усядется меж четырёх частей (тела женщины) и совершит с ней половое сношение, полное омовение станет для него обязательным" (Бухари). Примечание: Выход мази не делает гусль обязательным (ваджибом), но портит вуду. Мази – прозрачная жидкость, выходит без напора во время желания. Это скверна (наджас) – поэтому надо делать истинджа, и на одежду (нижнее бельё) побрызгать немного воды. Выход вади не делает гусль важибом. Вади похож на сперму, но он обычно выходит после справления нужды – белого или бежевого цвета. Смерть мусульманина, если он не был шахидом (мучеником, умершим за веру). Тело покойника обмывают (совершают гусль). Принятие неверующим Ислама, если он был в состоянии джунуб (большого осквернения), если он не в джунубе – мандуб (богоугодное дело). Передают, что Абу Хурайра радыяллаху анху рассказывал, что когда Сумама ибн Усаль принял Ислам, Пророк салляллаху алейхи ва саллям велел ему искупаться (Бухари, Муслим).

Виды гусля (полного омовения)

Гусль – мафруд (ваджиб). Гусль – муснун (сунна) – для Жум'а (пятничных молитв), 'Ид (праздничных молитв), когда совершаешь Умру (малое паломничество), Хадж. Передают, что Самура (радыяллаху анху) рассказывал, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Кто в пятницу совершит омовение, тот совершит доброе дело, но еще лучше, если он искупается". (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа, а ат-Тирмизи назвал его хорошим) Гусль – мандуб (желательный) – после опьянения, потери сознания, в Ляйлятуль-кадр, после мытья покойника, после тауба (покаяния) от греха,  для того, кто вернулся из путешествия, когда надеваешь новую одежду. В состоянии джунуб нельзя читать намаз и Коран. Заходить в мечеть разрешается только при крайней необходимости. Передают, что Али радыяллаху анх рассказывал: "Пророк салляллаху алейхи ва саллям обучал нас Корану, когда он не находился в состоянии полового осквернения". (Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа) Передают, что Айша радыяллаху анха рассказывала, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Я не разрешаю находиться в мечети женщинам в период менструации и людям в состоянии полового осквернения". (Абу Дауд  Ибн Хузейма назвал его достоверным)

Градация действий в полном омовении

В религиозной практике есть такие понятия, как «обязательное» (фард), «желательное» (сунна) и нежелательное (макрух). Обязательные элементы – это те, без которых религиозная практика (например, молитва-намаз, ритуальное омовение или пост) не считается действительной и не засчитывается пред Богом. А желательные элементы – это те, которые не были строго предписаны, но постоянно либо иногда совершались самим пророком Мухаммадом (да благословит его Творец и приветствует). В случае с полным омовением (гусль), если вы ограничены в возможностях, можете совершить лишь обязательный минимум.

Фарды (обязательные действия) 

1. Омыть все тело один раз.

2. Прополоскать рот.

3. Промыть нос[1].

Если выполнены все фарды, то полное омовение считается действительным и можно совершать очередную молитву-намаз.

Суннаты (желательные действия) 

1. Намерение очиститься. Главное – это присутствие намерения в сердце.

2. Произнесение «бисмил-лях» (начинаю с именем Бога).

3. Мытье кистей рук.

4. Обмывание половых органов. Смытие нечистот (наджаса).

5. Совершение малого омовения (вуду’) в начале полного.

6. Мытье всего тела трижды.

7. Омывать тело нужно сверху вниз.

8. Начать необходимо с головы, затем омыть правое плечо, после – левое и так далее, справа налево.

9. Экономия воды.

Обстоятельства, нарушающие гусль, и требующие его выполнения

1) семяизвержение;

2) половой акт (даже если не было семяизвержения);

3) поллюция (семяизвержение во сне);

4) завершение месячных и послеродового кровотечения у женщин.

Что нельзя делать в состоянии джанаба (полового осквернения)?

1) Входить в мечеть;

2) совершать намаз;

3) читать Куръан и прикасаться к нему;

4) совершать саджда-тилява;

5) совершать обход Каъабы;

6) есть и пить, не прополоскав рта и носа (это считается макрухом).

Сунны гусля:

1) Совершение намерения.

2) Приступать к совершению полного омовения с произнесением Бисмиллях.

3) Сначала помыть места аурата.

4) После этого, перед гуслем сделать малое омовение.

5) Сначала помыть голову, правое и левое плечо по три раза, а затем обмыть оставшиеся части тела.

Совершение полного омовения является сунной в следующих случаях:

1) Перед джумъа-намазом.

2) Перед праздничными намазами.

3) Во время хаджа, перед одеванием ихрама.

4) Перед стоянием в долине Арафат.

Протирание хуффов

Хуффы (кожанные носки) одеваются после совершения малого омовения. После нарушения малого омовения начинается срок действия хуффов, который составляет 24 часа для того, кто постоянно проживает в данной местности. После этого при совершении малого омовения ноги не моются, а хуффы протираются влажными руками.

Для путников, которые отправились в путь протяженностью более 100 километров, срок действия хуффов составляет 72 часа.

Использование: Протирание хуффов осуществляется как минимум тремя влажными пальцами руки, которыми протирается верхняя часть хуффов (правая нога протирается правой рукой, а левая нога протирается левой рукой).

Порядок совершения полного омовения

1. Намерение очиститься.

Главное – это присутствие намерения в сердце.

2. Произнести «бисмиллях» (начинаю с именем Бога).

3. Вымыть руки.

4. Обмыть половые органы.

5. Совершить малое омовение (вуду’).

Если человек стоит на месте, где собирается стекающая с него вода, то мытье ступней ног остается напоследок.

6. Трижды омыть все тело.

Начать необходимо с головы, затем омыть правое плечо, потом – левое и так далее, справа налево. В обмывание тела входит: полоскание рта, промывание носа[1], пупка, всего волосяного покрова и остальных частей тела, за исключением тех, мытье которых затруднено. Если для женщины полное промывание волос окажется сложным, ей достаточно полить на голову до проникновения воды к корням волос, а затем провести между волосами мокрой рукой.

Во время совершения полного омовения чтение какой-либо молитвы (ду‘а) порицаемо.

На случай крайней нехватки воды или времени достаточно будет омыть все части тела один раз, что является обязательным минимумом (фард) в гусле. Относительно этого богословы единодушны. Ученые-ханафиты считают, что необходимо также прополоскать рот и промыть нос.

Подавляющее большинство исламских богословов утверждает: «Полное омовение включает в себя и малое, то есть оно полностью заменяет его». Это действительно даже в случае, если человек не делал намерения включить малое омовение в полное. Но если в процессе совершения полного омовения (гусль) происходит действие, нарушающее малое омовение (вуду’), тогда человек, не начиная заново, продолжает процесс полного омовения, лишь в конце обновив малое.

Верующий для своего удобства может сочетать повседневные гигиенические процедуры (например, принятие душа) с приобретением ритуальной чистоты.

Фарды полного омовения:

1) Мадмада − полоскание рта.

2) Истиншак − полоскание носа.

3) Мытье всего тела с головы до ног.

Виды жидкостей, выделяемых из полового органа мужчины:

− моча;

− мази (предэякулят, вязкая бесцветная жидкость, выделяется в виде нескольких капель);

− сперма (вязкая и густая бело-желтая жидкость, выделяемая в момент сексуального удовлетворения);

− вади (жидкость, похожая на сперму, но выделяемая после мочеиспускания или после поднятия тяжестей).

Выделение спермы нарушает гусль (полное омовение), тогда как выделение других жидкостей нарушает лишь малое омовение.

Особые состояния, присущие женщинам

Менструация. Минимальный срок менструации составляет три дня (72 часа), а максимальный срок составляет десять дней (240 часов). В это время женщина не совершает намаз, не соблюдает пост, не читает Куръан и не прикасается к нему, не совершает обход Ка‘абы, не посещает мечеть и не вступает в интимную близость.

Послеродовое кровотечение: Возникает у женщин после родов. Минимальный срок может составлять несколько мгновений, а максимальный срок составляет сорок дней. В это время женщине нельзя то же самое, что и во время менструации.

Кровотечение, продолжавшееся менее трех дней или более десяти дней при месячных, а также более сорока дней при послеродовом кровотечении, является истихадой (кровотечением, которое вызвано каким-либо недугом). Женщина в таком состоянии подобна маъзуру, у которого, к примеру, из носа постоянно течет кровь. То есть при наступлении каждого времени намаза, она должна делать малое омовение и совершать поклонение.

После завершения менструации или послеродового кровотечения, или при истечении их максимального срока, женщина должна совершить полное омовение и приступить к совершению своих поклонений (намазы, пропущенные в период месячных, не возмещаются, тогда как пропущенные дни поста необходимо будет возместить).

НАМАЗ ОМОВЕНИЯ

Намаз после омовения состоит из двух ракяатов.

Время совершения – тотчас после омовения (до испарения воды с поверхности омытых частей тела). Последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто из вас наилучшим образом совершит омовение [в соответствующей последовательности и не пренебрегая тем, что относится к его желательным составляющим], после чего выполнит два ракяата молитвы, делая это с глубокой искренностью [находя гармонию души и тела, умиротворение, осмысленность бытия, источник новых сил и воодушевление], тот непременно заслуживает Рая».

Перед намазом надо проговорить: «Намереваюсь совершить 2 ракяата молитвы омовения искренне ради Всевышнего».

Погребальная молитва (Джаназа-намаз)

Данная молитва совершается над покойным перед захоронением, после того, как его омыли и завернули в саван.

Погребальная молитва — это обязанность верующих (фард кифая) перед умершим, как и омытие, заворачивание его в саван и само погребение. Если это будет совершено хотя бы одним мужчиной-мусульманином, то обязанность снимается со всех. Если никто не позаботится об этом, все будут грешны пред Всевышним.

Молящиеся стоят в направлении Каабы, а носилки с телом покойного лежат на земле поперек перед имамом. Азан и икамат перед погребальной молитвой не читаются. Вся молитва проходит стоя. Все читается про себя. Наличие у молящихся ритуальной чистоты (малого омовения или полного) столь же обязательно, как и в любой другой молитве-намазе.

Молитва (намаз) Тахаджуд

Тахаджуд  — (с араб.) дополнительная ночная молитва, совершаемая после сна.

Этот намаз не является обязательным сунной (муаккяда), но может совершаться в качестве дополнительного (нафиля) к намазам-фардам.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) изрек: «Наилучшей молитвой, после пяти обязательных, является молитва ночи». В другом случае Пророк уточнил: «Все те [молитвы], что [совершаются] после ночной молитвы (Иша), относятся к молитве ночи». Также посланник Всевышнего оставил завет: «Выполняйте молитву ночи! Воистину, это — признак праведников, приближение к Господу, искупление грехов ваших и удаление от прегрешений».

Количество ракяатов этой молитвы — от двух до восьми (по желанию молящегося).

Время Тахаджуда наступает после обязательной ночной молитвы (Иша) и длится до появления зари.

Желательно меньше времени уделять сну и больше молиться в следующие ночи: праздничные — за ночь до праздника разговения (Ураза-байрам) и праздника жертвоприношения (Курбан-байрам); последние десять ночей месяца Рамадан; десять ночей до праздника жертвоприношения (первые десять ночей месяца Зуль-хиджа); ночь середины месяца Шаъбан (Ляйлятуль-бараъа); ночь на день Ашура (десятое число Мухаррама). Есть хадисы, подчеркивающие особенность этих ночей и желательность совершения в это время дополнительных молитв.

Коллективное совершение молитвы Тахаджуд является канонически порицаемым, ибо ни пророк Мухаммад, ни его сподвижники не совершали эту молитву в джамаъате (коллективно).

И еще один хадис: «Каждую ночь «опускается» Господь [проявлением милости, прощения и безграничной мощи] на нижнее небо по прошествии первой трети ночи. Восклицает Он: «Я — Властелин! Есть ли взывающий [ко Мне]? Я отвечу ему. Есть ли просящий у Меня? Я дам ему. Есть ли кающийся, чтобы Я мог простить его?» И продолжается это до начала зари».

Молитва (намаз) Витр

Все без исключения мусульманские богословы сходятся во мнении об обязательности (на уровне сунны) совершения молитвы Витр ввиду ее особой важности и значимости.

Об этой молитве последний посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил:

«[Молитва] Витр — обязанность каждого мусульманина. Кто хочет читать пять [ракяатов], пусть читает. Кто — три [ракяата], пусть читает. Кто — один [ракяат], то пусть читает»;

«[Молитва] Витр — это обязанность. Кто не совершает ее, тот — не из нас».

В то же время необходимо обратить внимание на следующие слова имама Али: «Витр по степени обязательности не равнозначен пяти обязательным молитвам, однако Витр — это установление Пророка».

Время совершения Витр

Период после ночной молитвы (иша, пятая обязательная) и до начала утренней.

Порядок совершения Витр

Богословы ханафитского мазхаба, основываясь на достоверном хадисе, считают, что наилучшим является совершение молитвы Витр в три ракяата. После первых двух ракяатов приветствие в обе стороны не выполняется. После ташаххуда молящийся поднимается для совершения третьего ракяата.

Супруга Пророка Аиша говорила, что «Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) совершал Витр в три ракяата, не делая заключительного приветствия, кроме как в самом конце молитвы».

Порядок совершения молитвы Витр идентичен порядку совершения трех ракяатов фарда вечерней молитвы, за исключением намерения, коротких сур после «аль-Фатихи», которые читаются здесь во всех трех ракяатах, и дуа «Кунут», произносимого в третьем ракяате.

 Шафиитские богословы, также основываясь на Сунне Пророка, говорят, что число ракяатов в Витре — от одного до одиннадцати. Один ракяат — наименьшее, одиннадцать — наибольшее число, упоминаемое в хадисах.

Теологи-шафииты отмечают, что совершение трех ракяатов — два ракяата с заключительным приветствием и один с отдельным намерением — является наилучшим. Объединение ракяатов, как у ханафитов, также канонически допустимо.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас разным формам совершения молитвы Витр, вследствие чего не следует ограничивать себя или искать в этом [вопросе] почву для разногласий», — отметил в свое время известный мусульманский богослов Мухаммад аш-Шавкяни.

Молитва (намаз) Таравих

Данная молитва Таравих является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи».

Время выполнения молитвы Таравих наступает после совершения ночной молитвы (Иша) и длится до появления утренней зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз Витр в эти дни выполняется после молитвы Таравих.

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джамаъатом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, когда люди словно пребывают в прострации, в условиях духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как Таравих, способствует появлению чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома».

О том, что Пророк и его сподвижники читали в Таравихе до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. Абдурахман ибн Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джамаъатом!» Именно так он и поступил, поставив имамом Убейю ибн Кяба»[5]. Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы Таравих. С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны.  В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах». Однако ритуал Таравиха, состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода.

Совершается молитва Таравих после двух ракяатов сунны ночной молитвы (Иша). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву Таравих до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.